четверг, 23 мая 2013 г.

О мазках, кистях, о трудностях в освоении уральской росписи и пр.

Всем доброго вечера или другого времени суток  :) Несколько рекомендаций...

Видео по базовым мазкам и выборе кистей для росписи "двойной мазок":

2 видео по уральской росписи:

12 и больше коротеньких видео-уроков по припискам, травке и орнаментам:

А это мои тренировки по учебнику М. С. Соколовой "Художественная роспись по дереву".
Быть может, тем, у кого нет этой книги, некоторые элементы пригодятся :)
Не судите строго, я только учусь :) Несмотря на то, что есть описание, всё же многие движения пришлось додумывать :)))  Непросто мне даётся эта роспись :(
Спасибо Наташеньке, что дала время на её освоение!





А это моя любимая совушка :) 
Я её старательно копировала пару-тройку лет назад, не имея никакого понятия о технике мазков, но имея большое желание прикоснуться к её красе :) 


...и на десерт, работа моей  доченьки, приехавшей ненадолго погостить из дальних стран. 
Я ей предсказала, что она сможет нарисовать птичку. Обе заинтригованные новым опытом общения, мы начали с цветка :)
С пяти-шести лет она не рисовала, и 10 минут параллельного рисования со мной  привели её в восторг и дали вот такой результат:


Моя - параллельная картинка - в данном контексте , полагаю, не может вызвать интереса :)
Помните! это её первая проба, которой мы обе очень (!) гордимся :)))

Вот и всё на этот раз. Спасибо за внимание!




воскресенье, 19 мая 2013 г.

Урало-сибирская роспись. Урок первый

Здравствуйте, гости и участники проекта.
Надо было собраться с силами после дачи и сесть рисовать. Думала, что пойдет все хорошо, но, как говориться не тут-то было...
Мне было сложно, поняла что до мастер-класса мне далеко.
Ну вот:



Обратите внимание на то, что на первой композиции букет немного разваливается и оживок-травинок перебор (ну это для специалистов, мы ведь с Вами учимся - сама себе отговорочку нахожу).
Вторая композиция кажется получше, но зеленый мне не нравится вживую, а на фото хорошо смотрится.
Материал: бумага, плоская и круглая кисти, белая гуашь+акварель.
Дорогие девочки, даю вам ссылку на сообщение Основы композиции в дизайне у Татьяны.
Очень хорошая профессиональная статья про композицию, почитайте.
Хотя примеры Таня приводит скраповые, но идея подходит для любого творчества.

МК по лошадке

Сотворила МК по лошадке. Заходите в гости :)))
Если будут вопросы, отвечу с радостью. Удачных творений!

суббота, 18 мая 2013 г.

Обвинская. Отчет №3.

Добрый день! 
Публикую третий, заключительный отчет по обвинской росписи. 


 Первой под руку попала деревянная коробка для хранения лекарств (совсем недавно просто белая). 

среда, 15 мая 2013 г.

Лошадка

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
                              А. Барто

Обвинская роспись применялась для росписи деревянных игрушек. Посмотрела я рекомендованный Кирочкой видеоролик:


И пропала... лошадка никак не хотела ускакать из моей головы... Заготовки деревянной под рукой не оказалось. Поэтому моя лошадка картонная. :)))




Лошадка может стоять и даже "скакать" на колесиках (проверено младшим Антитворином :))

На этом пока все Обвинские творения :)))

вторник, 14 мая 2013 г.

Обвинская роза или Отчет 2

Расцвела роза на открытке... Позавчера у меня был ооочень плодотворный вечер (точнее ночь): выполнились первые два задания по Обвинской росписи под пение Олега Митяева.
По закладке я уже отчиталась, а сегодня покажу открытку...

Вроде готово, но меня смущает нижний левый угол...и решила я поэкспериментировать и спросить вас: "Как лучше?"
Первой в пустой уголок "Прыгнула" Совушка (ох как мне не терпится познакомится с "сонными совушками", о которых так часто пишет Кира :))

Но не долго Совушка погостила под Розовым деревом, наступило утро и она решила лететь в свое уютное дупло... Но "свято место пусто не бывает"; его Зайка заселяет :))


ООх, мой Зайка, прыг да скок, посидел и побежал; даже ягод не сорвал... Но про них всем рассказал... Две влюбленные Пичужки прилетели, на веточки сели...

А теперь, Друзья, скажите, только правду доложите :" Кто из всех гостей вам мил?"
И зачетку подпишите, пожалуйста.... :))


понедельник, 13 мая 2013 г.

Урало-сибирская роспись. Уроки от Марины

Здравствуйте, дорогие участники и гости проекта.
Сегодня мы начинаем изучение новой росписи и разрешите познакомить всех вас с работами моей коллеги архитектора Марины Мальцевой. Эти работы она выполняла давненько, но я когда увидела их, то просто в них влюбилась. Она любезно предоставила их и разрешила опубликовать. Возможно Марина станет одним из авторов нашего, я ее уговариваю пока. 











Урало-сибирская роспись

          Обвинская роспись, которую мы уже изучили, относится к ряду росписей по дереву, объединенных общим названием – Урало-сибирская роспись, с ответвлением – алтайская (алтайскую роспись мы тоже потом посмотрим, правда про нее материалов немного, может кто богат информацией, то посоветуйте источники). Сегодня мы начинаем разговор про Урало-сибирскую. Эта роспись предполагает особую технику мазка (разбел), когда на кисть одновременно с белилами берется цветная краска. В XVII веке двухцветный мазок в Сибирь и на Урал принесли поморы, а в конце XVIII - начале XIX веков переселенцы с юга России и Украины – обилие фантазийных форм и богатую цветовую гамму. Основными центрами зарождения урало-сибирской росписи были такие города, как Соликамск, Тюмень, Тобольск. Таким образом,  источником появления роз в декоративной росписи можно считать сады Демидовых и их последователей. Если роспись металлических изделий, ставшая городским ремеслом, получила распространение при демидовских заводах, то роспись по дереву была сосредоточена в сельских районах Урала.
          Различные сёла специализировались на производстве какого-либо одного вида товара. Так, недалеко от Кунгура красили коромысла, около Оханска делали крашеные телеги, в Шадринском и Талицком районах точили и распиливали деревянные чаши, у Далматова - изготавливали прялки и т.д.
          В 40-х года XIX века широкое распространение получил промысел по изготовлению и росписи берестяных бураков. Они отличались высоким качеством и служили своего рода эталоном для мастерских ближайших селений. Этот вид изделий был очень популярен среди крестьян. «Существовал даже особый тип расписного бурака, под названием «крестьянский» с ярким цветочным узором, выполненным приемами свободной кистевой росписи. Городские покупатели предпочитали роспись более тонких, изысканных цветовых сочетаний».
          Покрывали изделия цветочной росписью. Самой распространенной композицией был «букет», используемый в различных видах расписных промыслов в XVII-XIX веках. Особенность построения этой композиции заключалась в том, что букет был вертикально ориентирован и уравновешен по цветовой гамме от центра композиции. Такой орнамент складывался благодаря форме изделия. Зритель видел практически квадратное поле, на котором выполнялась роспись. Сверху и снизу они ограничивались полосками, проходившими по горловине и у основания туеса, по горизонтали — видимой частью плоскости. Огромную популярность получила роспись прялок и внутреннего убранства жилища.
          В 40х года XIX века широкое распространение получил промысел по изготовлению и росписи берестяных бураков. Они отличались высоким качеством и служили своего рода эталоном для мастерских ближайших селений.
         Этот вид изделий был очень популярен среди крестьян. "Существовал даже особый тип расписного бурака, под названием «крестьянский» с ярким цветочным узором, выполненным приёмами свободной кистевой росписи. Городские покупатели предпочитали роспись более тонких, изысканных цветовых сочетаний" (Барадулин В,А, Уральский букет).
         Покрывали изделия цветочной росписью. Самой распространённой  композицией был «букет», используемый в различных видах расписных промыслов в XVII-XIX в. Особенность построения этой композиции заключалась в том, что букет был вертикально ориентирован и уравновешен по цветовой гамме от центра композиции. Такой орнамент складывался благодаря форме изделия. Зритель видел практически квадратное поле, на котором выполнялась роспись. Сверху и снизу они ограничивались полосками, проходившими по горловине и у основания туеса, по горизонтали — видимой частью плоскости.
         В композиции и колорите росписи художники находили удивительную гармонию. При написании композиционного центра краской основного цвета пальцами наносили подмалёвок. Затем, взяв кисть, прописывали лепестки цветов, оттеняя их белилами, наносили оживку на листья. Заканчивали прописью травок. Смешение красок происходило в работе, так как на непросохший ещё подмалёвок наносили моделирующую оживку. Благодаря этому приёму создавались мягкие переходы от одного цвета к другому.
         
          Мотив розы, иногда схематичный, иногда натуралистичный присутствовал в урало-сибирской росписи по дереву с середины XVIII века. Возникновение темы так называемой «тагильской розы», используемой в росписи металлических подносов, оказало свое влияние и на роспись деревянных бытовых изделий.
          Однако художники расписывали не только бураки. К середине XIX в. в городском и деревенском жилище, наряду с красочным интерьером можно было увидеть расписные вальки, трекла. Сечки для рубки капусты, крашеные коромысла и вёдра, с которыми женщины ходили по воду. Среди этого обилия домашней утвари выделялись прялки.
          Крестьянский быт, наполненный обрядовыми элементами декоративно-прикладного искусства, способствовал устойчивому сохранению в народных ремёслах древнейших мотивов. Развитым видом народного искусства на Урале было создание праздничных обрядовых прялок. Над ними трудились мастера-профессионалы, были выработаны определенные типы композиций прялочного декора, характерные для различных районов, но всегда связанные с определённым назначением прялки.
          Детскую прялку родители дарили девочке в знак приобщения к труду. Красота прялки способствовала праздничности момента. Большую прялку приподносили девушке, когда она достигала возраста невесты и должна была появиться на посиделках. Красивая прялка как бы представляла девушку, говорила о благополучии в её семье, служила дополнением к нарядному костюму. Красота множества прялок, принесённых на посиделки, празднично преображала избу, создавала радостную и теплую атмосферу. Прялку дарил молодой человек своей суженой. Она переходила по наследству от бабушек, матерей. Сохраняла память о близких людях
.
Про декоративную роспись Урала также можно почитать здесь.
·        Урок первый – листья, бутоны, оживки.  
Задание к первому уроку – композиция из листьев с нераскрывшимися бутонами. Формат выберите вертикально ориентированный или квадратный.  
Материал – плоская кисть, кисть может быть с синтетической или натуральной щетиной. Предпочтительнее синтетическая. Ширина плоской кисти 1-1,5 см. Чем больше кисть, тем больше листья.
Оживки выполняются черным цветом круглой беличьей кистью №3.
Краски на выбор – акварель + белая гуашь, гуашь, акриловые краски.

Основа росписи – двухцветный мазок.
Чтобы выполнить двухцветный мазок один край плоской кисти обмакиваем в зеленую краску с палитры, а другой край в белую, выполняем округлый мазок внутри белым цветом. Попробуйте поэкспериментировать с цветом – зеленый + желтый. По такому же принципу выполняют цветы, только тут вариантов цвета гораздо больше.
Обращайте внимание на композицию.    
Время выполнения две недели, с 13 по 26 мая. Фото отчет.

·        Урок второй – цветы.
Задание - композиция на деревянной доске (разделочной).
Ели у вас нет возможности выполнить роспись на настоящей деревянной доске, то нарисуйте на альбомном листе форму разделочной доски и выполняйте задание. Можно выполнять также на тонированной бумаге цвета дерева, подойдет оберточная бумага.
Форму доски выбирайте по своему усмотрению, но она должна быть вертикально ориентирована.
Можно попробовать масляные краски или акриловые (если решите выполнить роспись по дереву). 
Время выполнения две недели, с 27 мая по 9 июня. Фото отчет.

·        Урок третий – птицы. Мне хочется, чтобы Вы еще немного порисовали плоской кистью, предлагаю выполнить композицию с птицами на альбомном листе.
Время выполнения три недели, с 10 по 30 июня. Фото отчет.
На последнее задание время увеличено – лето, отпуска, сад-огород.

          Пишите в отчетах, какие трудности у вас возникли при выполнении заданий.
Как проходил процесс рисования.
          Уважаемые авторы, на почте всех ждет письмо, я отправила на ту почту, с помощью которой вы стали автором проекта, смотрите внимательно, если у вас не один адрес. Если не получите письмо, то напишите.
        

воскресенье, 12 мая 2013 г.

Урааааа, я снова с кисточкой в руках или Отчет 1

Здравствуйте, мои хорошие девочки! Как приятно снова взять в руки кисточку и возобновить общение с вами. Я скучала без того и другого.
Задание по росписи я получила вместе со всеми, но выполнить задания в срок не смогла...
С Северными росписями я родилась, росла, а некоторым даже училась; они были для меня понятны и вокруг множество образцов, а Обвинская роспись оказалась ооочень загадочной и далекой. Сначала я "закрыла лицо ладошками", как Кирочка сказала, и в щелочку подсматривала за вашими успехами, искала сама информацию... А вчера взяла акварель (не тяжелый акрил), кисточку и "полетела"... Действительно, было ощущение, что за спиной крылья расправляются..... УРА! Мне понравилось летать на Обвинских авиалиниях :)))
Смотрите, что получилось... Тапкам рада :))
Первые бруснички


Стащила идею Кирочки, но так она мне понраааавилась....

И напоследок, Черничная закладка :)
Наташенька и Кирочка, у меня зачет?

четверг, 9 мая 2013 г.

Обвинская роспись. Отчёт.

Здравствуйте, девочки! 

Вот это моя первая тренировка - копирование элементов, которую делала без полного понимания и никак не решалась показать, но об этом я уже писала... 
Вот что было после долгих колебаний сфотографировано, но не опубликовано:


Перечитав, пересмотрев  и переизучав :) книгу "Роспись Прикамья",  я эту роспись полюбила.
После проработки пришла идея сделать закладки не для книги, а для библиотеки.
Решающими и вдохновляющими стали слова НаталИ "разнообразных роз полные вазоны" :) Великолепнные слова, в одной фразе - суть росписи Обвы.

Часто, вынимая книгу,  забываешь, куда её возвратить. А, в силу того, что моей библиотекой пользуются друзья, для сохранения порядка, я нарезала полосы грунтованного картона 35х9 см, загрунтовала с двух сторон и сделала себе азбуку всех полюбившихся мне роз на обвинских прялочках из всяческих музеев и мотивов из фильма. 
Конечно, вы заметите, что это не было копирование-нетто :)))


...на зелёненькой уделила внимание классике жанра :) 
Внизу - полуцветок, в середине - обвинская роза с крутой спиралью и листочками, а вверху горит "фирменная" восьмиконечная звезда. Так описывает Барадулин В. А. стилистику обвинской прялки.
Правда, на снимке она показана боком :)

Эти же мощные закладки с другой стороны (роз любимых оказалось много :)


А вот они в деле!
Не очень-то видны на пёстром фоне корешков книг :)



Спасибо за внимание!

Наташенька, попробовала сделать "самый крупный", надеюсь не вылезет за границы :)))
Да, и вот ещё. На первом фото - гуашь, на остальных - акрил.




среда, 8 мая 2013 г.

И это разве открытка?


Ужас на ночь глядя.... Я уже писала, что завтра уезжаю и приеду только 12. Поэтому хотела выполнить задание и отправить открытку. Композиция изначально не складывалась в единое целое. Это "опыт, сын ошибок трудных".... Композиция в буквальном смысле расползается и "трещит по швам". Так что ждите отчет по приезду.

Задание второе. Открытка.

Добрый вечер.
А вот и второе задание: открытка. Почему-то очень хотелось нарисовать именно голубую обвинскую розу на светло-оранжевом фоне. Какая-то она особенно нежная...


Закладка №1. Отчет.

Я не знаю, есть ли такие формы и цвета в обвинской росписи, но мне захотелось холодного.))))))
Сначала я попробовала на листе, посмотрела как вообще это будет выглядеть. А потом все же решила сделать закладку.... только не кидайте в меня тапками, если все не так и плохо.... Я же учусь!


Отчет. Закладки

Добрый день.
Вот и я наконец начала выполнять задания.
Выкладываю фото первого задания - закладки. К сожалению все выходит не совсем так как бы хотелось, но ведь мы учимся, значит дальше будет лучше. Очень не хватает навыков рисования.
 Подскажите пожалуйста, а есть ли у кого-нибудь методическое альбом-пособие Мизгулиной М.П. "Обвинская роза"?? очень бы хотелось почитать (посмотреть), но увы нигде не могу найти.

суббота, 4 мая 2013 г.

Кривульки и косульки или проба рук и кистей....

У кого-то в блоге увидела "Русские росписи", заглянула скорее от любопытства... И вдруг так захотелось научиться, что тут же отправила запрос. На следующий день купила альбом, нашла дома краски (еще дочкины, наверное), кисти и понеслось! Прошу строго не судить. Пока приноровилась кисть держать, да правильно руку выворачивать, семь, нет семьдесят семь потов сошло! Закладки еще в стадии тренировки, все остальное тоже. Просто показываю то, что "наваяла" за эти пять дней. Короче, результаты