Интересны и по-своему самобытны
художественные промыслы Севера – вологодская роспись, мезенская роспись, - но
розы никогда не изображались на прялках или братинах, поскольку этих цветов на
севере не видывали. Однако случаются и исключения. К таким любопытным
исключениям можно отнести «обвинскую розу». Специалисты прослеживают многогранные связи
обвинской росписи с искусством русского севера. О близости к северной традиции
говорит живописная манера письма, когда непросохшие краски смешивались на
расписываемой поверхности, создавая мягкие переходы от цвета к цвету. Пробелы
(разработка белилами), накладываемые поверх подмалёвок, придавали им формы
листьев, цветов или ягод, мотивы приобретали объёмность.
Среди крестьянских росписей Прикамья XIX – начала XX века известной и
популярной была обвинская роспись, которой украшали точеные прялки, бондарную
посуду, игрушки. Время и точное место возникновения живописного промысла на
реке Обве не известно. Самые ранние датированные прялки относятся к 1870-м
годам, учитывая, что основными центрами токарного и бондарного промыслов на р.
Обве в то время были Сретенская и Кривецкая волости Пермского уезда, видимо в
деревнях этих волостей и зародилась традиция расписывать деревянные изделия.
В развитии обвинской росписи наблюдается несколько этапов.
В ранних памятниках этой росписи четко прослеживается связь с традициями
народного искусства русского Севера: живописная манера письма; расположение
главных мотивов – двух-трех цветов на оси симметрии, как и в резных
северорусских прялках. Для обвинской росписи этого периода характерно
сопоставление яркого цветного фона с живописным орнаментом. Цветы («обвинские
розы») располагались в центре композиции или на оси симметрии, свободное
пространство заполнялось пушистыми стеблями, ветками, ягодами.
Обязательным элементом обвинской росписи был мотив 8-лепесткового цветка –
звезды, напоминающий фирменный знак мастеров – живописцев Выгорецкого
общежития. Историк В.А.Барадулин не исключает возможности, что один из
живописцев с. Выга мог переселиться на Обву и дать начало местному живописному
промыслу. Однако 8-лепестковые розетки на реке Обве являются доминирующим
мотивом также в орнаменте резьбы по дереву, крестьянской вышивке, и широкое
распространение данного мотива, видимо, следует рассматривать исходя из
особенностей сохранившихся элементов языческих верований местного населения.
В 1870-1900-е годы, вследствие роста
промысла, происходит украшение композиции на обвинских прялках, наряду с симметрией
получают распространение свободно разбросанные мотивы, появились графические
приемы росписи, изделия стали ярче, усилился цветовой контраст фона и
растительных узоров. Поздние обвинские росписи начала XX столетия становятся
еще более яркими, появляется новый мотив – так называемой «кудрявой веточки».
В целом обвинская роспись является ярким и самобытным
явлением в народном искусстве Урала. По мере развития стиля обвинской росписи менялись ее манера — от живописной к
графической и гамма — от глубоких оранжевых, синих, коричневых к светлым
желтым, зеленым, голубым, дополненным блеском потали.
Урок первый
– рисование листиков и ягод.
Роспись свободно кистевая,
выполняется круглой беличьей кистью в один мазок. Два основные мазка –
каплевидный и листовидный. На бордюрах видно различие.
Задание к первому уроку –
закладка для книги.
Время выполнения 10 дней, с
13 по 23 апреля. Фото отчет.
Урок второй
– рисование обвинской розы.
«Обвинская роза» имеет
строгую геометрию и 8 лепестков (4+4 разных лепестков).
Задание ко второму уроку –
открытка на цветном фоне. Цвет фона на ваше усмотрение (синий, оранжевый,
желтый).
Время выполнения 10 дней, с
23 по 3 мая. Фото отчет.
Урок третий
– композиция. Основной обязательный элемент обвинская роза.
Задание к третьему уроку – коробка
или коробочка. Форма коробки может быть квадратная, прямоугольная или круглая
(из под сыра)
Время выполнения 10 дней, с 3
по 13 мая. Фото отчет.